Tuesday 24 July 2012

Мода в Канаде … в человеке все должно быть прекрасно?


Моя канадская знакомая – ассистент учителя в школе. Она всегда следит за своим гардеробом, тщательно выбирая, что надеть на работу. Каково же было мое удивление, когда, собираясь за покупками, она надела поношенные спортивные штаны и вытянутую майку! «Как хорошо! - сказала она в ответ на мой недоуменный взгляд, - вот теперь я чувствую себя человеком!»


«В человеке все должно быть прекрасно…», - процитировала моя подруга на Фейсбуке. Вот уже который день мы обсуждали канадскую манеру одеваться. Конечно, в Канаде можно увидеть все, начиная от people of Walmart, которые могут прийти в магазин в пижаме, до сногсшибательных творений дизайнерской мысли (не гладить, не стирать, не чистить…). Во многих организациях существует дресс-код, о котором я писать не буду. Я попытаюсь передать свои впечатления о том, что я вижу каждый день – на улицах, в магазинах, в парках, когда люди не скованы никакими правилами и могут носить, что хотят.

С первых же минут в Канаде мне бросилось в глаза, как одеты местные женщины. Как бы описать мое впечатление? Возьмите серую майку, купленную на китайском рынке. Постирайте ее пару раз в машине с коричневыми спортивными штанами, купленными на том же рынке. Бростьте мокрым на пол и оставьте там на недельку (перед этим можно выжать, но расправлять не надо). Ни в коем случае не гладьте! Найдите где-нибудь сандалии с двумя ремешками на плоской подошве. Можно добавить большие пластмассовые бусы и пару таких же браслетов. Для зимнего варианта наденьте сверху куртку такого же цвета и замените сандалии на ботинки. Боитесь выйти на улицу? Ничего страшного, все одеты точно так же! (Могу себе представить, что западные женщины, приезжая в Россию, тоже испытывают культурный шок. В интернете полно высказываний типа: “Девушки, не одевайтесь слишком ярко, это вульгарно!” Девушки, как правило, отвечают: “А вы зато одеты, как серые мыши!”).

В декабрьском номере журнала Elle Canada за прошлый год я нашла статью «В погоне за стилем» Дэвида Ливингстона, где автор пытается понять отношение канадок к моде. «Традиционно, - пишет автор, - мы гордимся тем, что не любим «show off» (что на русский язык можно перевести, как «не выпендриваемся»). Действительно, первые европейские эмигранты привезли с собой одежду неброских тусклых цветов и презрение к моде. Когда нужно заботиться о выживании, покрой платья не входит в число приоритетов. На триста лет позже никто уже не экономит на одежде, да и религиозные нормы не так строги, но… отношение к стилю изменилось на удивление мало. Добавьте к этому принципы «равноправия», которые с малых лет знают все канадки, и вот что получится (результат трехлетних наблюдений на улицах Эдмонтона):
Любимые цвета как мужчин, так и женщин – немаркие: черный, синий, серый, коричневый. Любимые предметы одежды: майка, джинсы, обувь на плоской подошве. На первом месте всегда стоит комфорт. Из всего многообразия стилей канадка выберет то, что удобно носить, легко стирать и не нужно гладить.

На русский взгляд, у канадских женщин странное отношение к косметике. После многочисленных расспросов я поняла, что канадки очень любят продукты для ухода за лицом и телом. Практически у каждой уважающей себя дамы в ванной комнате стоят десятки баночек с кремами, пенками, солями для ванн, масками, скрабами… всего не перечесть. При этом женщины… как бы это сказать… не обращают особого внимания на декоративную косметику. На вопрос “Почему?” можно получить тысячу ответов, почти все из которых сводятся к “А зачем?” и “Чтобы они (мужчины) не подумали, что я пытаюсь им понравиться”. В сочетании с одеждой (см. выше) это производит неизгладимое впечатление. Действительно, а зачем носить юбки, каблуки, гладить блузки, наносить макияж? Как все это объяснить?

Тем не менее Д. Ливингстон пишет: «У канадских женщин сохранилась грация, которая исчезла у американок еще поколение назад». И еще: «Мы любим, чтобы смотрели на нас, а не на нашу одежду. Поэтому наш стиль можно замететь только людям с внимательным взглядом».

 “Внимательный взгляд” на моду у меня появился после полугода жизни в Канаде. Я начала разбираться в местных магазинах и модных журналах, сходила на несколько показов. За исключением того, что платья, которые позиционировались, как вечерние, я носила бы каждый день, впечатление было благоприятным. Гармонично подобранные цвета, скромные силуэты, ничего лишнего. Приходится признать, что у дизайнеров есть чувство стиля… но вот какого? Прогулявшись по модным магазинчикам и торговым центрам и задав много вопросов продавцам, я убедилась: самые продаваемые цвета – серый, черный, коричневый, модели – неброские. Модную обувь на каблуках найти можно, но покупают ее нечасто, в-основном «для коллекции».

Сами канадки признают, что одеваются старомодно. Действительно, канадская мода отстает от европейской как минимум, на год. Часто бывало, что я спрашивала русских подруг: “А ты знаешь про…” и слышала в ответ: “А мы это уже давно не носим”.

Вот выдержка из интервью с Дианой Вриланд, консультантом журналов Vogue и Harper Bazaar, которое было записано в 1978 году. “Я никогда не думала о Канаде, как о “модной” стране… Вы занимаете достойное место в мире не из-за вашей одежды, но потому, что вы умны и у вас богатая культура”. В этих словах звучит приговор канадской моде.

А вот мнение читательницы Elle Canada: «В Канаде можно встретить многообразие стилей, главное – что мы носим любую одежду с уверенностью». «Наши женщины хорошо выглядят при любой погоде, от –15 до +30, и это – большое достижение». Поневоле вспомнишь о русских девушках, которые выглядят прекрасно и при +40 и при –50.

Терпимое отношение к одежде приносит и положительный результат – все три года я одеваюсь, как привыкла в России. Представляю количество косых взглядов, которые бы я получила в родном городе, если бы мое платье очень сильно отличалось от привычного. В Эдмонтоне к этому отношение спокойное, можно носить все, что угодно. Однако, мои принципы остались прежними: если я одеваюсь неаккуратно, значит, я не уважаю ни себя, ни окружающих.
Можно подойти к проблеме и с другой стороны. То, что на первый взгляд кажется небрежностью – просто другой взгляд на мир и другие традиции. Так здесь принято.

И все-таки… в человеке все должно быть прекрасно?

No comments:

Post a Comment

The blog is bilingual!

Posts in English is labeled "English," see "Labels" on the left (they are different from the Russian posts)

Посты на русском языке отмечен
ы словом Russian, см Lables слева (могут отличаться от постов на английском языке)